Определение налога на имущество зависит от фактического использования зданий

Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Напомним, что в силу этого законоположения для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

По мнению подателя жалобы, оспариваемая норма не соответствует статье 57 Конституции РФ, поскольку допускает взимание налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, то есть в повышенном размере, исключительно по признаку назначения земельного участка, на котором они расположены, вне зависимости от предназначения и фактического использования самих этих объектов.

В Постановлении от 12.11.2020 №46-П Конституционный Суд РФ отметил, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

По мнению Конституционного Суда РФ, отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами. Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды.

Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признан Конституционным судом РФ не противоречащим Конституции РФ, правоприменительные решения, принятые по делу подателя жалобы, подлежат пересмотру в установленном порядке.